– Николай Николаевич, окажет ли партия какую-либо практическую помощь важному для нее городу? Например, заказами оборонным предприятиям, экономике нашей в целом. Ведь вдохновитель «Родины» Рогозин сейчас при большом влиянии в Кремле.
– Что касается оборонных предприятий региона, то решен вопрос об обеспечении их заказами на сумму 139 млрд. рублей из федерального бюджета, на чем настаивал именно Рогозин. Речь – о «Баррикадах» и тракторном заводе. Сейчас рассматривается вопрос о судьбе завода буровой техники: о том, чтобы национализировать его и сделать оборонным предприятием. Раньше ВЗБТ принадлежал к «оборонке», а в постсоветский период, поскольку собственники его были частные, завод «переформатировался» в чистый бизнес. Сейчас этот вопрос пересматривается и в сентябре, я думаю, будет решаться на уровне правительства, потому что ВЗБТ находится не в лучшем финансовом состоянии.
Отмечу в этой связи, что на недавнем семинаре для региональных руководителей партийных организаций лидеры «РОДИНЫ» Алексей Журавлев и Дмитрий Рогозин, говоря о перспективах развития ситуации в стране, сделали акцент на необходимости перемен именно в Волгоградском регионе, потенциал которого во многом не раскрыт. Я уверен, что уже в следующем году, независимо от «погодных» условий, военно-промышленный комплекс в нашем регионе получит дальнейшее развитие. Этому будет способствовать полное взаимопонимание, которое существует между нашим лидером Алексеем Журавлевым и руководителем региона Андреем Бочаровым. Они оба были депутатами Государственной Думы, работали в комитете по обороне.
Сейчас стоит вопрос: где развивать российский ВПК: в Волгограде или на Севере? Естественно, развитие нашего региона, с которым так много связано в истории России, имеет приоритетное значение для партии «РОДИНА», поэтому партийцы надеются сделать здесь максимум возможного. ВПК рассчитывает на госзаказы в объеме 350-400 млрд. рублей. Благодаря этим «вливаниям» из бюджета «Баррикады», объединившись с «Титаном», станут градообразующим для Волгограда и бюджетообразующим для всего региона предприятием под названием «Титан-Баррикады», с подразделениями в виде других предприятий оборонного комплекса, таких, как волгоградские «Ахтуба» и «Аврора», волжский «Метеор». Получит госзаказы и тракторный. Много это или мало – сотни миллиардов рублей для местной «оборонки»? Это много. Эти средства сыграют очень большую роль для Волгограда. Сейчас, говоря о доходах регионального бюджета, все ассоциируют их прежде всего с «Лукойлом». Но «Лукойл» обеспечивает поступление только 400 млн. рублей, а «Баррикады» уже сейчас платят миллиард с чем-то. А если у нашей «оборонки» будет заказов на 400 миллиардов, то 32% от этой суммы в виде налогов останутся здесь.
– Известно, что Дмитрием Олеговичем Рогозиным запланирована поездка в Волгоград. Можно подробней об этой перспективе?
– Да, Волгоград, действительно в числе городов, которые лидер нашей партии посетит в августе в рамках своих поездок по священным местам России.
Уже решено, что сразу по прибытии в аэропорт Волгоград наша партийная делегация направится в Россошки. Здесь оговорюсь – военно-мемориальное кладбище советских воинов, что у села Россошки Городищенского района является, формально, незаконным.
Наша идея заключается в том, чтобы придать Россошинскому полю такой же федеральный статус военных мемориалов, какой имеют Куликовское и Бородинское поля. Рассчитываем на то, что во время визита Дмитрия Олеговича эта идея получит общероссийское звучание. Вообразите только, найденные поисковиками непогребенные останки советских воинов содержатся за изгородью из сетки-рабицы! Это недопустимо.
Придав Россошинскому мемориалу федеральный статус, мы сразу получим средства на его содержание, а также на помощь местным поисковикам. Многие из них вступили в нашу партию. Со слов местных поисковиков, они страдают от преследований со стороны городищенской районной администрации. Мне раза три звонил глава Городищенского района, не желая, чтобы обсуждение проблем Россошинского мемориала выходило за пределы района. Я объяснил ему, что это вопросы не районного и даже не областного масштаба, а федерального. Достойное содержание останков воина, считавшегося без вести пропавшим, важно не только для его родственников, но и для всей нашей страны.
Продолжая тему исторической памяти, столь важную для партии «Родина», нельзя не сказать и о том, что не раскрыты, не изучены и многие страницы истории края. У меня, прожившего здесь всю трудовую жизнь, очень много вопросов: сколько всего захоронений на Мамаевом кургане? А сколько их на других полях сражений? Сколько всего людей погибло в последнюю войну на территории Волгоградской области? Нет даже полной информации об обстоятельствах пленения Паулюса. Все знают, что его пленили в здании универмага. А вот если вы приедете в хутор Медведев Иловлинского района, то там на одном из домов увидите табличку с надписью: «Здесь Рокоссовский допрашивал Паулюса». Кто об этом знает?
– Николай Николаевич, Вы сейчас много работаете в Москве. Если это командировки по партийной линии, можно пояснить характер работы? На каком счету реготделение у Центрального Политсовета? Насколько партия «РОДИНА» консолидирует между собой регионы? Есть ли в иных интересный опыт, победы?
– Партия «РОДИНА» так масштабно никогда не работала прежде во всех субъектах федерации. Зачастую ее присутствие в тех или иных местах было обозначено только табличками и вывесками. Многие региональные руководители, в том числе и я, не имеют большого опыта политической работы. Поэтому мне многое дают те партийные мероприятия – семинары, «круглые столы», совещания, встречи с региональными группами, – которые проводятся на федеральном уровне: на них я прохожу обучение, тестирование. Отрадно отметить, что волгоградская организация «РОДИНЫ», как одна из наиболее активных, отнесена руководителями партии к первой категории из четырех. А в ходе подготовки к сентябрьским выборам в облдуму волгоградская организация «РОДИНЫ» вошла в пятерку наиболее активных партийных организаций региона: мы в числе самых информационно открытых, мы представили своих кандидатов во всех избирательных округах, причем ни один из этих кандидатов не вызвал возражений у федерального руководства партии. Хотя очень многие представители СМИ задавали нам вопросы относительно «опытных» депутатов, избиравшихся раньше, – таких, как Латышевская, Попов и Чувальский. Подобных вопросов нет у нашей партии, которая посчитала, что у нас верные подходы к решению актуальных задач. В ходе выдвижения кандидатов в облдуму мы выдержали установленные партией требования по составу идущих на выборы: среди них должны быть врачи, учителя, жителя села, представители других важных социальных и профессиональных групп. В их числе есть даже блогер – известный в Волгограде Алексей Ульянов. Хотя к его деятельности отношение у нас неоднозначное. Но ничего страшного: мы работаем с ним и иногда мягко «приземляем», когда в его блоге появляются слишком «красочные» высказывания.
Если принимать во внимание не численность членов, а такой критерий, как содержание работы, то наша партийная организация входит в тройку наиболее значимых в регионе. К сожалению, многие еще считают, что реально в политике существует только «Единая Россия». А я как руководитель вижу, как часто в нашу партию вступают простые люди, от мала до велика, порой совсем пожилые. Приходят не по чьей-то указке, просто с улицы, с бесхитростным вопросом: «Как нам вступить в партию?» Когда я рассказываю об этом своим оппонентам, то убеждаюсь в том, что у них подобного нет уже давно. Поэтому чувствую, что должен с еще большей отдачей работать в партии, раз люди нам доверяют.
– Николай Николаевич, в нашем регионе сейчас формируются два лагеря. В одном считают, что у нового губернатора, как и у двух предыдущих, опять одни заявления и декларации, в другом заявляют, что конкретные позиции в послужном списке реальных дел у него уже есть. Вы открыто определились с поддержкой Андрея Бочарова, публично заявили об этом. Смогли бы Вы назвать, что конкретно начало меняться в области с его приходом?
– Мы не изменили в последнее время свой курс, открыто заявив о том, что поддерживаем Андрея Ивановича Бочарова. Мы знаем, что Андрей Иванович находится в Москве и там пытается добиться перераспределения в пользу региона средств федерального бюджета 2015 года. Потому что до сих пор федеральный бюджет обеспечивал только жизненные потребности, но не развитие региона. А нужны дополнительные средства на развитие у нас образования, здравоохранения и промышленности. Он ходит, стучится в разные двери, ищет источники средств. Правильно он делает? Мы считаем: правильно! Поэтому мы открыто говорим о том, что будем поддерживать его на выборах. Но эта поддержка не безусловная: если он допустит ошибки, обязательно открыто и честно скажем о них.
Порой можно услышать мнения о том, что он делает непопулярные шаги. Дело в том, что наш регион находится в тяжелом положении, и если он не будет делать таких шагов, то повторит судьбу предыдущего губернатора. Нужно дать ему поработать хотя бы год-два. Я вижу, что даже за четыре месяца очень многое изменилось к лучшему. Исправилась, например, ситуация с подготовкой к чемпионату мира по футболу 2018 года. А ведь она была на грани провала. Были вопросы к региону в связи с несвоевременной подготовкой проектной документации по строительству спортивных объектов, дорог и других объектов инфраструктуры. К настоящему времени проекты защищены, и нужны только средства на строительство. Короче, мы верим в этого губернатора и надеемся, что он на правильном пути.
– Вас считают крепким хозяйственником, сумевшим навести порядок в маленьком «государстве» по имени «Олимпия». А в какой срок реально навести такой же порядок в более масштабном «государстве», именуемом Волгоградской областью? За что лично Вы взялись бы в первую очередь?
– Если говорить о сроке для наведения порядка в регионе, то на это надо, я думаю, не менее двух лет, учитывая, что до этого на протяжении 12 лет область «умирала», находясь под властью трех предыдущих губернаторов. Мы уже по сегодняшнему дню видим – к 2015 году улучшения неизбежны: это развитие дорожного хозяйства, водного транспорта. Как бывший вице-мэр, занимавшийся дорогами, скажу со всей ответственностью: для Волгограда, расположенного на берегу великой реки, выходом из транспортного коллапса может стать развитие водного транспорта. Он решит многие проблемы. Но это новый, еще мало изученный вопрос. Даже в Москве водный транспорт развит мало.
– Если не считать средств различных федеральных программ, которые сейчас пошли в регион, где по-вашему, сейчас главные резервы пополнения бюджета самой областью? Где поджаться? А куда не пожалеть инвестировать?
– Программ было очень много. Когда я десять лет работал заместителем председателя облдумы, то курировал именно эти программы. К сожалению, практически ни одна из них не была выполнена. Сейчас под патронажем Андрея Ивановича партия власти в федеральных и региональных программах на 2015 год взяла на себя решение многих накопившихся вопросов. Речь идет о таких программах, как, например, «Чистая вода». Даже шага в направлении реализации ее не было сделано. Какие-то мероприятия нужно было просто профинансировать, но и этого не произошло. Что касается других программ – развития спорта, здравоохранения и т.д., – тоже почти никаких результатов. Разве что благодаря Путину построили перинатальный центр.
Отвечая на вопрос о резервах самостоятельного пополнения бюджета региона, повторю: главными градо– и бюджетообразующими являются предприятия ВПК. Многое будет зависеть от того, сколько средств удастся привлечь в виде госзаказов для «Ахтубы», «Авроры» и других подобных предприятий. Очень хотелось бы, чтобы в число бюджетообразующих отраслей попало и сельское хозяйство. Оно должно получить такое же приоритетное значение для нас, какое имеет аграрный сектор в Краснодарском крае и Ростовской области. Тогда удастся остановить отток населения из региона. Он, кстати, уже фактически приостановился в июле. Важно также поддержать малый бизнес. Ведь с начала года количество субъектов малого предпринимательства сократилось в регионе на 70 тысяч. Этот процесс сейчас тоже приостановился. Мало кто говорит об этом, а ведь речь идет об источниках доходов регионального бюджета.
– О кадрах в аппарате губернатора и правительстве. Правильно ли они на Ваш взгляд, сегодня подобраны и расставлены?
– Нет, не правильно. Нужен прежде всего опыт, затем – молодость. Необходимо обновлять кадры. Очень недоволен волгоградской мунициальной властью. Я вместе со всей нашей партией считаю, что в первую очередь губернатору нужно распустить так называемых «бизнес-депутатов» городской Думы – надо предоставить людям возможность избирать своих депутатов. Конечно, все равно в избирательном процессе будут присутствовать деньги, но важно, чтобы депутаты прошли через «сито» настоящих выборов. Есть такие живые «звездочки» – узнаваемые люди в селах и районах, – которые авторитетны на местах и могут решить многие вопросы. Вот такие люди должны быть кандидатами в депутаты.
– Ваш личный взгляд на важные международные проблемы. Каков по-Вашему, может быть выход из затяжного российско-украинского кризиса? Есть ли такие шаги, если оглянуться в прошлое, которых России, возможно, не нужно было делать?
– На Украине у меня живут два брата, две сестры и два десятка племянников. Я считаю, что ситуация там крайне сложная, и она еще больше обострится в связи с трагедией с пассажирским самолетом. Главное сейчас, чтобы международные эксперты, которые примут участие в расследовании причин катастрофы, были честными и не подверглись давлению. Сильная Россия никогда не будет нравиться Европе, тем более – Америке. Нужно добиться того, чтобы с нами считались.
– Вам, как близкому к футболу волгоградцу, каким видится значение участия нашего города в чемпионате мира-2018 для развития самого города?
– Я уже говорил о чемпионате мира. К сказанному добавлю, что футбольный клуб «Олимпия», которым я руковожу, примет в проведении его самое активное участие, потому что на нашей спортивной базе будут располагаться команды-участницы. Надеюсь, что в единстве с регионом и городом мы подготовимся должным образом. Хотя мы уже сейчас готовы. У нас есть опыт в проведении чемпионата Европы среди юношей, за который мы получили «пятерку». Конечно, «мундиаль» предъявляет особые требования. Есть выпросы по энергоснабжению, по безопасности, но за год-два, думаю, их решим.
– Как, по-Вашему, может повлиять на нашу страну возможный дальнейший рост международной изоляции?
– Убежден, что все угрозы, связанные с ростом международной изоляции в отношении нашей страны, не имеют под собой разумных оснований. Гражданское общество уже стало совсем другим, включая европейские страны и саму Америку. Экономически изоляция России никому невыгодна. Речь о бизнесе, доходности бюджетов многих стран. Нам надо думать об экономике, торговле, развитии ВПК.
Газета «Новые Деловые Вести»